i=495
1513 - 1514 - 1515 - 1516 - 1517 - 1518 - 1519 - 1520 - 1521 - 1522 - 1523 - 1524 - 1525 - 1526 - 1527 - 1528 - 1529 - 1530 - 1531 - 1532 - 1533 - 1534 - 1535 - 1536 - 1537 - 1538 - 1539 - 1540 - 1541 - 1542 - 1543 - 1544 - 1545 - 1546 - 1547 - 1548 - 1549 - 1550 - 1551 - 1552 - 1553 - 1554 - 1555 - 1556 - 1557 - 1558 - 1559 - 1560 - 1561 - 1562 - 1563 - 1564 - 1565 - 1566 - 1567 - 1568 - 1569 - 1570 - 1571 - 1572 - 1573 - 1574 - 1575 - 1576 - 1577 - 1578 - 1579 - 1580 - 1581 - 1582 - 1583 - 1584 - 1585 - 1586 - 1587 - 1588 - 1589 - 1590 - 1591 - 1592 - 1593 - 1594 - 1595 - 1596 - 1597 - 1598 - 1599 - 1600 - 1601 - 1602 - 1603 - 1604 - 1605 - 1606 - 1607 - 1608 - 1609 - 1610 - 1611 - 1612 - 1613 - 1614 - 1615 - 1616 - 1617 - 1618 - 1619 - 1620 - 1621 - 1622 - 1623 - 1624 - 1625 - 1626 - 1627 - 1628 - 1629 - 1630 - 1631 - 1632 - 1633 - 1634 - 1635 - 1636 - 1637 - 1638 - 1639 - 1640 - 1641 - 1642 - 1643 - 1644 - 1645 - 1646 - 1647 - 1648 - 1649 - 1650 - 1651 - 1652 - 1653 - 1654 - 1655 - 1656 - 1657 - 1658 - 1659 - 1660 - 1661 - 1662
На прошлой неделе в Минске и окрестностях появилось сразу несколько новых арт–территорий. В Смиловичах, где родился Хаим Сутин, презентовали туристический маршрут с конечной остановкой в музее, посвященном этому, пожалуй, наиболее мифологизированному художнику прошлого века, «странному гению», полотна которого сегодня уходят с аукционов по сенсационным ценам... Во Дворце искусства впервые открылась масштабная выставка обнаженной натуры «Сад Венеры», причем с возрастным ограничением — вход только для совершеннолетних... Однако, бесспорно, самым впечатляющим событием стала презентация «Белорусского павильона 53–го Венецианского бьеннале» в выставочном центре «БелЭкспо».


В воскресенье, несмотря на мировые экономические проблемы, в Венеции открылся очередной, 53–й по счету смотр достижений современного искусства, собравший художников из 77 стран. Арт–форум, который нередко называют еще и арт–олимпиадой, чемпионатом мира по современному искусству, каждый раз стремится к созданию новейшего языка искусства, не пренебрегая арт–объектами, выглядящими порой довольно абсурдно. Тем не менее из года в год визит в Венецию с июня по ноябрь становится все более престижным событием в культурной жизни большинства государств... Но что нам обсуждать расписную подводную лодку, пришвартованную на Гранд–канале возле российской выставки, или Владимира Кличко, которого Украина «назначила» куратором своего павильона в Венеции, когда белорусских художников там нет? Нет не потому, что один из авторитетнейших культурных форумов наших не ждет — 4 года назад они там побывали и не остались незамеченными, хотя первая белорусская экспозиция на Венецианском бьеннале была довольно случайной: слишком спонтанно тогда все сложилось... Как оказалось, и цели итальянского спонсора были далеко не бескорыстны: после завершения бьеннале белорусским участникам венецианского арт–форума пришлось буквально выкрасть свои работы, чтобы вернуть их на родину... С тех пор так и не нашлось мецената, готового помочь Венеции узнать, что белорусское актуальное искусство может конкурировать с мировым contemporary art в одинаковых весовых категориях, без скидок на советское прошлое, увешанное ограничительными красными флажками. Увы, пока в своем участии в игре на поле мирового современного искусства у нас заинтересованы только сами художники. И альтернативный белорусский павильон за сотни километров от Венеции они «выстроили» опять же сами...


«Венецианский» вернисаж в «БелЭкспо» начался провокационным перформансом: известные трибуны «субъективного искусства» Константин Мужев и Сергей Варкин, чью наготу скрывал (или подчеркивал?) лишь условный слой белил, обильно разрисовали площадку перед выставочным центром цветными красками. После они расстелили белые полотнища, в которые вскоре и были завернуты «группой товарищей», бережно доставивших «нарушителей спокойствия» за угол здания, где те и оделись... Ничье спокойствие, впрочем, нарушено не было, публика отреагировала на «голое» действо довольно меланхолично, без особого азарта ожидая развязки с участием сотрудников милиции. Однако скандала так и не случилось... Это стало хорошим знаком — все работы «Белорусского павильона 53–го Венецианского бьеннале» благополучно остались висеть на импровизированных стенах до самого финиша выставки.


— Думаю, если бы наша экспозиция длилась не три дня, а месяц, нас бы закрыли, — рассуждает комиссар проекта Руслан Вашкевич. — Наверное... Все–таки здесь были достаточно жесткие работы, но как заявлять современный формат без таких произведений? Чтобы ориентироваться в будущем, нужно познать и черные, и белые стороны настоящего... Хотя мы изначально решили избегать дешевых провокаций и скандалов. Цель события была совершенно другой: показать действительно лучших художников, скульпторов и фотографов, серьезно работающих в актуальных направлениях. Пожалуй, это большое достижение — то, что не удавалось нам поодиночке, кажется, наконец имеет шанс сбыться. Пусть пока не на официальном, на частном уровне, но стал выстраиваться диалог с теми, с кем до недавнего времени у нас не было никакого взаимопонимания... В день вернисажа меня накрыла такая эйфория, будто 20 лет назад в перестроечные времена — ни на одном персональном проекте я не был так счастлив, ведь удалось не только увидеть объективно, со стороны всю ситуацию, но и проанализировать ее, затеять разговор с серьезными людьми...


Действительно, в дни выставки «круглые столы» и открытые дискуссии на самые горячие темы современного искусства сменяли друг друга почти с такой же частотой, как лица гостей нашего «бьеннале» в арт–калейдоскопе, ставшем здесь их любимым аттракционом. Само же выставочное пространство было устроено в виде лабиринта, за каждым поворотом которого посетителей атаковало порой весьма неожиданное сочетание смыслов и образов. Мало кому удавалось удержаться от соблазна помять плюшевых медвежат, обреченно впаянных в шину для грузовика (арт–объект Антонины Слободчиковой «Черная работа»), пройти мимо «Фотографий из мусорной корзины» Владимира Парфенка, отобравшего для своей экспозиции нелепые и далеко не гламурные фотокадры, из которых, собственно, и состоит почти вся наша жизнь... Впрочем, пересказать работы каждого из 30 участников «Белорусского павильона 53–го Венецианского бьеннале» едва ли возможно, ведь трактовать современное искусство можно очень по–разному, в зависимости от внутреннего камертона собственного сознания.


Так что ничего удивительного, что проект победителя первой масштабной выставки белорусского актуального искусства Сергея Шабохина (за которого, кстати, единодушно проголосовали и члены профессионального жюри, и гости) вызвал столько полярных реакций. Фотоколлажи с Национальным художественным музеем, охваченным пожаром, с рухнувшей крышей Дворца искусства, с Музеем современного изобразительного искусства, «сдающего помещения под офисы и торговые точки», с бывшей «Подземкой», «закрытой навсегда», кому–то показались прямым оскорблением, другие же и не пытались спорить с автором, снабдившим свой фотоопус цитатой: «...в этом городе так мало мест, которые могут слишком просто исчезнуть: сгореть, разрушиться или наполниться варварами...»


Бесспорно, подобного не должно случиться. К счастью, люди, которым интересно заниматься белорусским искусством не по должности и не за зарплату, есть, их немало. И популярная минская галерея «Подземка» закрылась не навсегда — скоро она снова появится на карте города, причем в самом центре. А первым проектом возрожденной «Подземки» станет персональная выставка Сергея Шабохина...

Комментарии: (0)   Рейтинг: