i=262
3107 - 3108 - 3109 - 3110 - 3111 - 3112 - 3113 - 3114 - 3115 - 3116 - 3117 - 3118 - 3119 - 3120 - 3121 - 3122 - 3123 - 3124 - 3125 - 3126 - 3127 - 3128 - 3129 - 3130 - 3131 - 3132 - 3133 - 3134 - 3135 - 3136 - 3137 - 3138 - 3139 - 3140 - 3141 - 3142 - 3143 - 3144 - 3145 - 3146 - 3147 - 3148 - 3149 - 3150 - 3151 - 3152 - 3153 - 3154 - 3155 - 3156 - 3157 - 3158 - 3159 - 3160 - 3161 - 3162 - 3163 - 3164 - 3165 - 3166 - 3167 - 3168 - 3169 - 3170 - 3171 - 3172 - 3173 - 3174 - 3175 - 3176 - 3177 - 3178 - 3179 - 3180 - 3181 - 3182 - 3183 - 3184 - 3185 - 3186 - 3187 - 3188 - 3189 - 3190 - 3191 - 3192 - 3193 - 3194 - 3195 - 3196 - 3197 - 3198 - 3199 - 3200 - 3201 - 3202 - 3203 - 3204 - 3205 - 3206 - 3207 - 3208 - 3209 - 3210 - 3211 - 3212 - 3213 - 3214 - 3215 - 3216 - 3217 - 3218 - 3219 - 3220 - 3221 - 3222 - 3223 - 3224 - 3225 - 3226 - 3227 - 3228 - 3229 - 3230 - 3231 - 3232 - 3233 - 3234 - 3235 - 3236 - 3237 - 3238 - 3239 - 3240 - 3241 - 3242 - 3243 - 3244 - 3245 - 3246 - 3247 - 3248 - 3249 - 3250 - 3251 - 3252 - 3253 - 3254 - 3255 - 3256
Всем нам в школе приходилось писать сочинение на тему «Как я провел лето». Лето, детство... Золотая пора, когда можно беззаботно нежиться на солнышке, дружить, петь, танцевать, купаться, играть в мяч... А что, если детство пришлось на огненные годы войны, как у героев документальной повести Светланы Алексиевич «Последние свидетели»? По этому произведению минский режиссер Владимир Савицкий сделал инсценировку и поставил ее в Коласовском театре в Витебске, где сегодня состоится премьера.


На сцене целый класс... пожилых людей, которым предлагают написать сочинение на тему «Как я провел...». Нет, не лето. «Как я провел детство». В исполнении народных артистов Тадеуша Кокштыса, Светланы Окружной и других умудренных опытом коласовцев монологи детей войны, которые в свои 7 — 10 лет видели нечеловеческие муки и страдания, звучат особенно пронзительно. А еще на сцене звучит живой детский голос. Тихая задушевная песня «Зорка Венера», явно диссонирующая с рассказами героев, будто убеждает зрителей, что детство и война — понятия несовместимые.


Книги Светланы Алексиевич издавались более чем в 20 странах, на их основе сняты документальные фильмы, поставлены спектакли. Достаточно вспомнить «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики». А вот повесть «Последние свидетели. Соло для детского голоса» в театре воплощается впервые. Как признался автор инсценировки Владимир Савицкий, путь на сцену этого произведения Алексиевич не был простым:


— Сначала я прочел книгу в интернете, где гораздо больше материала, чем в бумажном варианте. Первое впечатление — шок! Я думал, с ума сойду! — вспоминает Владимир Константинович. — Ведь выдумать все эти ужасы невозможно. Это чистая правда, от которой становилось не по себе. Я откладывал книгу, возвращался к ней и в итоге решил сделать инсценировку.


Сначала предполагалось, что она увидит свет в театре имени Янки Купалы, где Савицкий работает режиссером–постановщиком. В прошлом году автор отдал инсценировку на конкурс Министерства культуры, посвященный 65–летию освобождения Беларуси, и стал его победителем. А затем, когда перечитал 20 монологов, выбранных из более чем ста, существующих в электронной версии, невольно обратил внимание, что речь в них идет о витебских лесах, о Западной Двине, в которой фашисты топили ни в чем не повинных людей. Тогда–то и родилась идея предложить постановку театру имени Якуба Коласа, где Савицкий недавно поставил музыкальную комедию «Ветрогоны».


— В «Ветрогонах» мы работали в основном с молодыми актерами, а сейчас я сам задаю себе вопрос: «Чему, например, я могу научить заслуженную артистку Беларуси Валентину Петрачкову, которая ребенком попала в партизанский отряд и своими глазами видела то, о чем рассказывает ее героиня?» — рассказывает режиссер. — Все актеры очень бережно и трепетно отнеслись к сложнейшему материалу. Ведь в этой постановке невозможно спрятаться за какие–то внешние театральные проявления, шутки, сценографию... К слову, сцена оформлена исключительно в черно–белых тонах. Актер здесь таков, каков он есть.


Пересказать сюжет «Последних свидетелей» невозможно. Его попросту нет. Есть 20 детских историй, 20 мини–спектаклей и огромное количество вопросов, над которыми артисты заставляют задуматься. Например, все ли способна хранить наша с вами память? Или что–то все–таки со временем из нее стирается? Или кто–то подсказывает нам, что стоит вспоминать, а что — нет?


— На долю целого поколения детей, подростков во время Великой Отечественной выпали жуткие страдания. Как после всего пережитого они смогли остаться нормальными людьми? — поражается Савицкий. — Как после этого, к примеру, писать стихи, рожать детей, петь песни? Мне казалось — невозможно! Но благодаря внутренней силе нашего народа это удалось вынести.


Савицкий не скрывает, что на сей раз у него получился эдакий «театр вопросов». Услышать ответы на них ему, а также всему творческому коллективу интересно, в том числе и от витебских ветеранов, которые в качестве почетных гостей приглашены на премьеру и на спектакли, которые пройдут 1 и 2 июля. Кроме того, «Последних свидетелей» увидят и в Минске, где в сентябре на сцене русского театра имени Горького у коласовцев запланированы гастроли.

Комментарии: (0)   Рейтинг: