»Новости культуры / 20 монологов о войне в черно–белых тонах
»
  http://bresttheatre.com/page.php?id=276

Автор: , Отправлено: 2009-10-06 13:33.
Всем нам в школе приходилось писать сочинение на тему «Как я провел лето». Лето, детство... Золотая пора, когда можно беззаботно нежиться на солнышке, дружить, петь, танцевать, купаться, играть в мяч... А что, если детство пришлось на огненные годы войны, как у героев документальной повести Светланы Алексиевич «Последние свидетели»? По этому произведению минский режиссер Владимир Савицкий сделал инсценировку и поставил ее в Коласовском театре в Витебске, где сегодня состоится премьера.


На сцене целый класс... пожилых людей, которым предлагают написать сочинение на тему «Как я провел...». Нет, не лето. «Как я провел детство». В исполнении народных артистов Тадеуша Кокштыса, Светланы Окружной и других умудренных опытом коласовцев монологи детей войны, которые в свои 7 — 10 лет видели нечеловеческие муки и страдания, звучат особенно пронзительно. А еще на сцене звучит живой детский голос. Тихая задушевная песня «Зорка Венера», явно диссонирующая с рассказами героев, будто убеждает зрителей, что детство и война — понятия несовместимые.


Книги Светланы Алексиевич издавались более чем в 20 странах, на их основе сняты документальные фильмы, поставлены спектакли. Достаточно вспомнить «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики». А вот повесть «Последние свидетели. Соло для детского голоса» в театре воплощается впервые. Как признался автор инсценировки Владимир Савицкий, путь на сцену этого произведения Алексиевич не был простым:


— Сначала я прочел книгу в интернете, где гораздо больше материала, чем в бумажном варианте. Первое впечатление — шок! Я думал, с ума сойду! — вспоминает Владимир Константинович. — Ведь выдумать все эти ужасы невозможно. Это чистая правда, от которой становилось не по себе. Я откладывал книгу, возвращался к ней и в итоге решил сделать инсценировку.


Сначала предполагалось, что она увидит свет в театре имени Янки Купалы, где Савицкий работает режиссером–постановщиком. В прошлом году автор отдал инсценировку на конкурс Министерства культуры, посвященный 65–летию освобождения Беларуси, и стал его победителем. А затем, когда перечитал 20 монологов, выбранных из более чем ста, существующих в электронной версии, невольно обратил внимание, что речь в них идет о витебских лесах, о Западной Двине, в которой фашисты топили ни в чем не повинных людей. Тогда–то и родилась идея предложить постановку театру имени Якуба Коласа, где Савицкий недавно поставил музыкальную комедию «Ветрогоны».


— В «Ветрогонах» мы работали в основном с молодыми актерами, а сейчас я сам задаю себе вопрос: «Чему, например, я могу научить заслуженную артистку Беларуси Валентину Петрачкову, которая ребенком попала в партизанский отряд и своими глазами видела то, о чем рассказывает ее героиня?» — рассказывает режиссер. — Все актеры очень бережно и трепетно отнеслись к сложнейшему материалу. Ведь в этой постановке невозможно спрятаться за какие–то внешние театральные проявления, шутки, сценографию... К слову, сцена оформлена исключительно в черно–белых тонах. Актер здесь таков, каков он есть.


Пересказать сюжет «Последних свидетелей» невозможно. Его попросту нет. Есть 20 детских историй, 20 мини–спектаклей и огромное количество вопросов, над которыми артисты заставляют задуматься. Например, все ли способна хранить наша с вами память? Или что–то все–таки со временем из нее стирается? Или кто–то подсказывает нам, что стоит вспоминать, а что — нет?


— На долю целого поколения детей, подростков во время Великой Отечественной выпали жуткие страдания. Как после всего пережитого они смогли остаться нормальными людьми? — поражается Савицкий. — Как после этого, к примеру, писать стихи, рожать детей, петь песни? Мне казалось — невозможно! Но благодаря внутренней силе нашего народа это удалось вынести.


Савицкий не скрывает, что на сей раз у него получился эдакий «театр вопросов». Услышать ответы на них ему, а также всему творческому коллективу интересно, в том числе и от витебских ветеранов, которые в качестве почетных гостей приглашены на премьеру и на спектакли, которые пройдут 1 и 2 июля. Кроме того, «Последних свидетелей» увидят и в Минске, где в сентябре на сцене русского театра имени Горького у коласовцев запланированы гастроли.