i=347
2153 - 2154 - 2155 - 2156 - 2157 - 2158 - 2159 - 2160 - 2161 - 2162 - 2163 - 2164 - 2165 - 2166 - 2167 - 2168 - 2169 - 2170 - 2171 - 2172 - 2173 - 2174 - 2175 - 2176 - 2177 - 2178 - 2179 - 2180 - 2181 - 2182 - 2183 - 2184 - 2185 - 2186 - 2187 - 2188 - 2189 - 2190 - 2191 - 2192 - 2193 - 2194 - 2195 - 2196 - 2197 - 2198 - 2199 - 2200 - 2201 - 2202 - 2203 - 2204 - 2205 - 2206 - 2207 - 2208 - 2209 - 2210 - 2211 - 2212 - 2213 - 2214 - 2215 - 2216 - 2217 - 2218 - 2219 - 2220 - 2221 - 2222 - 2223 - 2224 - 2225 - 2226 - 2227 - 2228 - 2229 - 2230 - 2231 - 2232 - 2233 - 2234 - 2235 - 2236 - 2237 - 2238 - 2239 - 2240 - 2241 - 2242 - 2243 - 2244 - 2245 - 2246 - 2247 - 2248 - 2249 - 2250 - 2251 - 2252 - 2253 - 2254 - 2255 - 2256 - 2257 - 2258 - 2259 - 2260 - 2261 - 2262 - 2263 - 2264 - 2265 - 2266 - 2267 - 2268 - 2269 - 2270 - 2271 - 2272 - 2273 - 2274 - 2275 - 2276 - 2277 - 2278 - 2279 - 2280 - 2281 - 2282 - 2283 - 2284 - 2285 - 2286 - 2287 - 2288 - 2289 - 2290 - 2291 - 2292 - 2293 - 2294 - 2295 - 2296 - 2297 - 2298 - 2299 - 2300 - 2301 - 2302
Мог ли представить Марк Шагал, приехавший в мае 1910 года в Нарву, что через 100 лет Эстония решит торжественно отметить это событие? Вряд ли. Приняв приглашение своего покровителя, петербургского адвоката Гольдберга, молодой художник обосновался на даче его родственника Наума Гермонта, отдыхал от столичной суеты, наведывался на модный в то время курорт Усть–Нарва на берегу Финского залива. Не исключено, что за два с половиной месяца, проведенных в усадьбе Фердинандсгоф, он создал несколько живописных и акварельных полотен. Об этом участникам XIX Международных Шагаловских чтений, завершившихся в минувшее воскресенье в Витебске, рассказал руководитель эстонской консалтинговой компании по развитию туризма Consumetric Оливер Лоодэ:


— Я не искусствовед и поэтому не могу дискутировать по поводу того, стоит ли выделять в творчестве Шагала самостоятельный «нарвский» период, — пошутил гость из Эстонии. А затем вполне серьезно добавил: — Я в Беларуси для того, чтобы просить ваших специалистов помочь организовать в следующем году в Нарве мероприятие, связанное с именем великого художника.


Дача Гермонта, находившаяся рядом с шоссе, ведущим из Нарвы к Финскому заливу, к сожалению, была разрушена в 1944 году. От нее остался лишь бетонный фундамент.


— Мы готовы привести в порядок это место, установить скамейку, — рассказывает господин Лоодэ, — чтобы туристы, эстонские и зарубежные, могли отдохнуть и послушать рассказ о тех месяцах, которые мастер провел в Нарве.


Руководство третьего по численности города Эстонии заинтересовано в помощи белорусских искусствоведов. Участникам витебского форума перспектива создания шагаловского центра в Нарве, а также проведение там шагаловского праздника тоже понравилась.


В минувшие выходные состоялось также общественное обсуждение проекта создания в областном центре целого шагаловского квартала, примыкающего к музею художника, где должны появиться гостиница, кафе, сувенирные лавки, деловой и торговый центры и художественная школа («СБ» уже писала об этом 21 марта 2009 года в статье «Шагаловский маршрут»). Несмотря на то что работа проделана всего лишь на 5 — 10 процентов, группа трудившихся над ним архитекторов из витебского ООО «Сити–АРХ плюс» не побоялась выставить свое детище на суд искусствоведов, историков и художников.


— Это здорово! Тридцать лет назад мы и мечтать не могли о таком проекте! — восклицает председатель Витебского областного союза архитекторов Виктор Ягодницкий.


— Задумка действительно любопытная, однако такие «модерновые» решения, как, например, проект художественной школы, вызывают у меня скептические настроения, — считает искусствовед из ВГУ им. Машерова Александр Лисов. — Учиться сохранять старину, не нарушая гармонии, нужно у финнов, а не то квартал превратится в «потемкинскую деревню».


— Прежде всего, мы должны позаботиться о восстановлении того, что осталось, — уверена главный специалист управления культуры Витебского облисполкома Нина Сулецкая. — Туристы смогут взглянуть на Витебск глазами художника лишь в том случае, если здесь сохранится дух времени.


По мнению директора музея Шагала в Витебске Людмилы Хмельницкой, двигаться дальше можно лишь с багажом знаний и опыта всех заинтересованных лиц. Обсуждение показало, что противостояния между архитекторами и общественностью нет. Итог разговора подвел руководитель проекта заслуженный архитектор Беларуси, лауреат Ленинской премии Леонид Левин:


— Перед нами стоят такие сложные задачи, как поиск компромисса между старым и новым, между историческим и функциональным. К тому же мы сами должны искать инвесторов.


По словам Леонида Менделевича, богатые люди, предприниматели, желающие вложить деньги в этот грандиозный проект стоимостью 200 миллионов долларов, есть. Поэтому решено, что в ближайшее время будет создан международный шагаловский фонд, который объединит всех, кто заинтересован в реализации замысла, а также аккумулирует средства на его дальнейшее проектирование и строительство.

Комментарии: (0)   Рейтинг: