1 июля и Русский театр внесет свою лепту в празднование 65–летия освобождения Беларуси премьерой спектакля «Я твоя невеста» по Виктору Астафьеву в постановке Валентины Ереньковой. Пять лет назад «Невеста» появилась в репертуаре Могилевского областного драматического театра, где (по меркам, измеряющим срок жизни «военных» спектаклей) продержалась в репертуаре достаточно долго. Причем на аншлагах. И вот — минская премьера...
Валентину Еренькову в театральных кругах упорно продолжают называть молодым режиссером, и публика не перестает от нее ожидать чего–нибудь этакого. На сей раз общественность отметила резкий скачок режиссера от «Женихов» к «Невесте». Но на этом поводы для шуток в связи с новой постановкой, пожалуй, исчерпываются. Начинается серьезная работа над глубоким материалом, требующая вполне ответственного отношения.
Предпремьерное время у любого режиссера, мягко говоря, «горячее». Некоторые постановщики в перерывах между репетициями намеренно прячутся от журналистов, нагнетая обстановку, сохраняя фабулу в секрете... Валентина Еренькова не интриганка и побеседовать о премьере согласилась сразу, заявив:
— Я верю, что этот спектакль будет востребован у молодого зрителя. Потому что он о тех мальчишках и девчонках, которым во время войны было по двадцать.
— Работа над спектаклем, как всегда, была мучительной и тяжелой?
— Нет, ни мучительной, ни тяжелой... «Виной» этому — отношение ребят к работе, их горящие глаза и желание приходить на репетицию во внеурочное время, и 1 Мая, и 9–го, и во все выходные, и даже не по моей просьбе, а по собственному почину. Они для себя решили: в этом материале врать нельзя. И старались делать все достоверно и честно. Над этой постановкой мне работалось, нет, конечно, не легче — ничего легкого в нашей профессии вообще не бывает, но комфортнее, чем над другими.
В «Невесте» маленьких ролей нет: всегда крупный план, значительные лица, выдающиеся типажи. Все на площадке видны, потому что яркие характеры, выписанные Астафьевым, легли на душу этих мальчишек и девчонок. И они даже эпизодическую роль играют, как самую главную в жизни.
— Мне показалось, что в минском спектакле вам даже больше, чем в могилевском, удается унифицировать войну: актеры не играют именно Великую Отечественную, а поднимаются от частного к общему. К теме войны и смерти, как к вечному противостоянию любви и жизни.
— Да. Для меня самой это по–хорошему неожиданно. Актеры играют самих себя в ситуации «если завтра война». И от этого мурашки по коже.
— А каким образом этот материал «лег на душу» лично Валентине Ереньковой?
— У каждой белорусской семьи есть свое военное прошлое. Мой отец Нижевако Григорий Трофимович был военным. Дошел до Москвы. Горел в танке. Был на фронте с первого дня войны до последнего. Папы уже нет с нами. Его пиджак хранится в моем шкафу. 9 Мая я достаю его и вешаю на видное место. И у меня есть мечта когда–нибудь надеть его и пройти вместе с ветеранами по площади, чтобы освобожденный и моим отцом Минск мог еще раз принести ему свою благодарность.
— Всем известен ваш талант открывать новые молодые имена. После каждого вашего спектакля многие театральные режиссеры ахают: «Какой драматический актер! Какой комедийный талант!» И разбирают вчерашних завсегдатаев массовки на главные роли в свои постановки. Гоголь с вашей легкой руки и (прошу прощения за каламбур) неудачно подвернувшейся ноги Алексея Шедько позволил нам открыть сразу три имени: Юлии Кадушкевич, Алексея Сенчило и Инны Савенковой. Чего ждать от премьеры?
— Благодаря пьесе Астафьева состоится открытие драматической актрисы Елены Стеценко, очень мощной и интересной. Мы станем свидетелями удачного дебюта Андрея Сенькина, который недавно пришел в наш театр и сразу получил главную роль. Андрей расценил свое назначение на роль как подарок судьбы и в полной мере использовал шанс стать актером. Но главное открытие, конечно, Инна Савенкова.
— Погодите, Валентина. Вы же совсем недавно открыли блестящую комедийную актрису Инну Савенкову в роли гоголевской Агафьи Тихоновны.
— А в спектакле «Я твоя невеста» она предстанет в совершенно новом качестве. У нее сложнейшая роль на преодоление. Работа диаметрально противоположная «Женихам». Невероятное расширение диапазона и скачок от комедийной актрисы в социально–драматическую тему да еще такой глубины и значимости. Это было очень непросто. Но она справилась. Новая роль Инны Савенковой потрясет многих.
Прозвучит в новом качестве Сергей Чекерес. В «Женихах» он уже сменил амплуа героя–любовника на образ дьявола–искусителя с философским уклоном. В «Невесте» Сергей играет просто рядового бойца. Человека с мощной драматической судьбой. Это для нас с ним тоже испытание. Открытие еще одной из его многочисленных граней не может не радовать.
Комментарии: (0)
Рейтинг: