i=506
Сегодня вечером во Дворце искусства «Механёры культуры» (самопровозглашенный Белорусский республиканский союз перформеров и хеппенеров) официально откроют Международный фестиваль искусств «Дах–9»... Впрочем, казенное слово «официально», гарантирующее стабильность и предсказуемость, точно не из лексикона большинства участников этого арт–события, объединившего современное искусство 11 стран. Фактически этот беспредельный фестиваль начался еще на прошлой неделе — интуитивные импровизации от «Князя Мышкина» и альтернативная шумовая литература были презентованы там еще в субботу, а трансконтинентальные «Солнцецветы», усиленные «хором» 100 радиоприемников, выступили в воскресенье. Обстановка затянувшейся генеральной уборки (следствие продолжительного монтажа всевозможных холстов и инсталляций, нашедших новое предназначение стенам, полу, потолку и даже дворику Дворца искусства) едва ли могла помешать найти общий язык публике и музыкантам. Даже в разобранном виде эта выставка демонстрировала, насколько относительным и одновременно универсальным может быть месседж искусства, обращение художника к миру...


Сегодня экспозицию смонтировали... Однако описывать на словах все то, что «Дах–9» предложит взору искателя острых арт–впечатлений или случайному прохожему, привлеченному необычными звуками из строгого здания по ул. Козлова, я не рискну. Не факт, что уже завтра «Дах–9» не будет выглядеть совершенно иначе: по замыслу комиссаров проекта вплоть до 20 сентября сменять друг друга здесь будут не только музыканты, перформеры и поэты, но и произведения искусства. А также — их авторы, которые собираются онлайн прямо в залах дворца создавать новые артефакты современного искусства...


Ничего подобного в Беларуси еще не происходило. Хотя название проекта недвусмысленно дает понять, что фестиваль проводится в 9–й раз. Однако ощутить настоящий размах этого арт–форума, зародившегося в 2001 году в берлинском кунстхаусе «Тахелес», можно, пожалуй, только сейчас. И без многословных искусствоведов понять наконец, почему туристы всего мира так стремятся попасть в этот бывший супермаркет, превращенный художниками в современный арт–центр и одну из главных достопримечательностей Берлина.


К слову, первым из белорусских художников «Тахелес» открыл для себя Алеся Родина (Дзю), ветерана нашего, еще советского андеграунда, бесплатно предоставив в его распоряжение целый этаж, где Родин почти 10 лет с непродолжительными отлучками домой творил на глазах у зрителей, по ходу создания очередного произведения превращавшихся в его преданных поклонников... Сегодня белорусские художники в «Тахелесе» — явление привычное. И к сожалению, многих из них там знают гораздо лучше, чем на родине...


Не то чтобы инициаторы и координаторы фестиваля Алесь Родин и Дмитрий Юркевич (Митрич), лидер «Механёров культуры», задались целью исправить это обстоятельство. По их словам, все вышло почти само собой.


— По натуре я ну никак не организатор, — утверждает Алесь. — В организационной части тут больше заслуг Митрича, чем моих. Просто мне, сказав «а», пришлось говорить и «б»...


В данном случае имеется в виду их совместный проект «Жертвы искусства», который занял центральное место в экспозиции фестиваля и к которому по ходу реализации идеи присоединялось все больше художников, артистов и музыкантов... Конечно, фраза «искусство требует жертв», как и отрезанное ухо Ван Гога (напоминание о котором тут присутствует весьма красноречиво), давно стала общим местом. Но философия проекта Дзю и Митрича куда глубже.


— Для меня искусство — что–то вроде Троянского коня в кармане общества, — рассуждает Дмитрий. — Потому что искусство — это такая сверхсила, которая заложена в каждом из нас. До поры она дремлет — и вдруг находит выход и начинает манипулировать человеком. Причем вылиться эта сила может во что угодно — в искусство политики, философии... Но публика, то есть те, кто потребляет то, чем их потчуют политики, художники, поэты, может не выдержать. Не каждый выдерживает... Скажем, когда моя мама была студенткой консерватории, с ней учился весьма талантливый молодой человек, беззаветно любивший Шекспира. И вот в кинотеатрах Минска (это был конец 60–х) прошел фильм «Гамлет». Он посмотрел, а после удалился в лес и повесился, прихватив с собой томик Шекспира... Вот чем может быть чревато настоящее искусство! Так что вы поосторожнее тут...


— Жертвами искусства его потребители становятся всегда, когда чувствуют, что не могут без него жить, — добавляет Родин, в своей темной тоге похожий на безжалостного Цезаря.


...Черная тень, растянувшаяся на лестнице, ведущей на второй этаж, обреченно падает прямо в зубастую пасть этого искусства, причем совсем не условную, размером 17 на 5 метров... Редкий из гостей, побывавших на этом «Даху», не признавался после, что от арт–шоу, устроенного художниками Беларуси, Германии, Польши, России, Израиля, Украины, Норвегии, Голландии, Италии, США и Японии, буквально «сносит крышу». Если тут чем и не придется пожертвовать, так это деньгами: после 17.00 вход во Дворец искусства бесплатный. Члены Белорусского союза художников, объединившегося в процессе подготовки фестиваля с берлинским художественным центром «Тахелес», резонно предположили, что их событие заинтересует в первую очередь молодежь. Но, перемножив количество фестивальных дней на цену билетов Дворца искусства, обнаружили, что редкий студент сможет себе такое позволить, — и занялись поисками спонсоров... Словом, весь месяц Дворец искусства будет жить в ритме поистине сумасшедшем, каждый день здесь будет что–то происходить. Помимо самопрезентаций нестандартных артистов, поэтов и музыкантов, «Дах–9» обещает еще и онлайн–конференцию со скандально известным художником Олегом Мавроматти, и очередной фестиваль перформанса «Навинки» (подробная программа — в блоге фестиваля http://dach–9.blogspot.com/)...


— В общем, попытаемся создать здесь атмосферу «Тахелеса», — раскрывает карты Митрич. — Атмосферу бесконечной подготовки к чему–то, того состояния, в котором, собственно, и существует любой живой организм...



Комментарии: (0)   Рейтинг: