Снова праздник какой–то. А какой праздник без воблы? Телевизор поет. «Эмма Бартон», — проинформировал наш приятель. Мельком взглянув в «ящик» (в титрах на самом деле значилось Emma Barton), мы приступили к допросу. Никакого криминала! А просто столкнулись в голове у человека нейроны, отвечающие в его организме за Эмму Бартон, и с недавних пор он стал вычислять ее безошибочно из всего форматного мира песни. А в нашей компании появилась присказка: если вобла нам не нравится, мы говорим: «Нет, это не Эмма Бартон». А теперь перехожу к сказке.
Наткнулся давеча на концерт Давида Тухманова из какого–то 70 — 80–го года на канале «Ностальгия». И собрался было переключиться дальше, но тут нейроны счастливо встретились уже в моем мозгу. «Как же так, что ж я раньше?..» — закружились мысли. Суть вот в чем. Самыми любимыми моими большими виниловыми пластинками (советских исполнителей) являются сборники «Как прекрасен этот мир», «По волне моей памяти», «Н.Л.О.» группы «Москва» и «Ступени» Александра Барыкина.
Первая вышла в 1972 году, когда я в силу своего почтенного возраста (8 лет как–никак) и богатого меломанского прошлого уже успел разочароваться в The Beatles. Вероятнее всего, этот альбом был первой концептуальной аудиоработой, выпущенной в Союзе. Стихи для композиций подбирались в строгом соответствии с замыслом идеолога этой песенной сюиты, а сами песни выстраивались в определенном порядке. «Любимая, спи», «Танцевальный час на Солнце», «День без выстрела на земле», «Жил–был я», «Любовь — дитя планеты» и др. Какие–то из них быстро сошли, какие–то перепевались спустя десятилетия (Леонтьевым, к примеру, а «День...» в годы перерегистрации ВИА и рок–групп для худсоветов исполнял практически каждый второй состав). Заглавная же «Как прекрасен этот мир», спетая Юрием Антоновым, обессмертилась.
В середине 70–х прошлого века революцию свершила пластинка «По волне моей памяти». Снова концепт, на сей раз базирующийся на стихотворениях поэтов разных веков и стран, и опять не формальный песенный ряд, а новации и мелодические открытия. Песню «Из вагантов» — главный хит диска в исполнении Игоря Иванова — почему–то многие считали полузапрещенной, а попадание на альбом трека с композицией на стихи Сафо относили к проколу цензоров.
1982–й. Никому не известная группа «Москва» (Алексей Белов, гитара; Николай Носков, вокал) выпускает альбом электронно–гитарного рока с модным названием «Н.Л.О.» — песни, баллады, рок–боевики на стихи Кирсанова, Тушновой и пр. («Игра в любовь», «Грибной дождь», «Ну и дела!»). Эксклюзив.
Середина 1980–х. Александр Барыкин с пластинки «Ступени» поет образцовые поп–роковые песни, эталонные для этого стиля тех времен, — «Запасной игрок», «Но все–таки лето!», «Стоп, мотор».
Что имеем в сухом остатке? Концепт, высочайшее качество литературного материала, композиторско–аранжировочное новаторство, широченный стилистический разброс. «Креатор» всего этого (и факт этот от меня до недавних пор как–то ускользал) — великий композитор Давид Тухманов. Автор бесчисленного количества шлягеров и главной песни о Великой Отечественной войне «День Победы» (по иронии судьбы скоротавший нелегкое постперестроечное время в Германии).
А в концерте на канале «Ностальгия» прозвучало столько шлака...
Гений и бездарность, оказывается, очень даже совместимы в отдельно взятом человеке Давиде Тухманове. Как и Бартон с Led Zeppelin в моем приятеле.
Комментарии: (0) Рейтинг:
Пока комментариев нет