»Новости культуры / Художник Шабохин: молодой и амбициозный
»
  http://bresttheatre.com/page.php?id=350

Автор: , Отправлено: 2009-10-06 12:13.
Сергей Шабохин — художник, о котором в просвещенных кругах говорят все лето. Сергею припоминают его безоговорочную победу в проекте «Белорусский павильон 53–й Венецианской бьеннале», дискутируют о его участии в международном спектакле Vermes в сотрудничестве с немецким кукольным театром. А недавно Шабохина выбрали участником международной художественной ярмарки «Арт–Вильнюс». И в планах Сергея действительно немало грандиозных замыслов.


— Я знаю, что вы учились на графика, но попробовали себя и в других жанрах искусства. Скажите, что оказалось ближе лично вам, на чем вы в конце концов сосредоточились?


— Мне совершенно не важна техника, в которой ты реализуешь свою идею. Ведь сначала возникает замысел, а потом уже художник решает, в каком материале и каким образом его претворить в жизнь. Потому могу сказать с уверенностью, что на первом месте у меня идея, а не ее воплощение. Самому удалось попробовать себя и в традиционной технике — графика, живопись, также работал театральным художником, занимался видеоартом...


— Видеоарт, кстати, сейчас очень популярен во многих европейских странах. Но у нас интерес к нему только начинает просыпаться. Как вы считаете, нам стоит перенимать европейские тенденции?


— Я привык рассматривать искусство как нечто цельное, не делю его по территориальному принципу. У нас в стране, как и на мировой арт–сцене, достаточно талантливых и интересных авторов, которые, кстати, работают в тенденциях мирового искусства. Хотя нельзя не учесть, что Америка и Европа все же считаются ведущими лабораториями современного искусства.


Но за белорусское искусство иногда обидно. Посмотрите на ту же бьеннале: проходит уже в 53–й раз и снова без нас.


— Не без усилий творческих активистов бьеннале все же удалось организовать для наших художников, пусть и на территории Минска. После вашей абсолютной победы в выставке ваша жизнь изменилась?


— Сообщалось, что я буду первым, чьи работы выставит обновленная галерея «Подземка», однако для воплощения этого проекта потребуется еще не один месяц. Потому свои новые работы я представлю в течение года. А сейчас в обновленной галерее, которая откроется в сентябре и будет называться «+», я помогаю курировать коллективную выставку на тему дома и семьи.


— К персональной выставке готовите что–то грандиозное?


— Как раз сейчас работаю над проектом, который будет опираться на то, что вы видели на бьеннале в этом году, только это будет исполнено более масштабно, на уровне, достойном даже Венецианской бьеннале. Своей задачей я считаю создание подобного проекта мирового уровня.


— Один такой проект на мировом уровне уже был презентован недавно... Я говорю о спектакле Vermes (в пер. с лат. — «Черви»). Как возникла идея поработать в международной театральной труппе?


— Уже несколько лет благодаря знакомству с талантливым режиссером Евгением Корнягом я пробую себя в театре. Отмечу, что вместе с Женей мы уже работали над спектаклями «Бесконечно» и «Кафе «Поглощение», премьера последнего состоялась в клубе «Реактор» в этом году зимой. Также большим опытом стала для меня работа над спектаклем «Кысь», где я занимался оформлением сцены и полиграфией. По поводу Vermes — это ведь не просто кукольный спектакль, это перформанс объектов. На сцене, помимо кукол, появляются люди. Условно действие спектакля можно разделить на две части: в первой люди изучают червей, во второй — черви людей. Обе части разительно отличаются по стилистике: если первая — это театр абсурда, клоунада, то вторая — театр объектов, где человек становится подопытным кроликом, и теперь черви холодно и методично занимаются изучением повадок и характеров людей.


— А как вы стали участником этого эксперимента?


— В Германии год назад стартовал международный проект: нескольким театральным труппам из разных стран предложили сделать постановки. Нужно было представить эскизы, идеи спектаклей. Этим и занялась Светлана Залесская–Бень (солистка группы «Серебряная свадьба»), она составила команду из шести человек и предложила мне стать художником–постановщиком (ранее я рисовал для «Серебряной свадьбы» афиши). Мы жили месяц в Берлине, общались с командами из разных европейских театров... Через год после начала проекта мы представили результат — спектакль Vermes, премьера которого состоялась в Берлине, Лейпциге, Белостоке, а также прошла в июле в Минске в театре кукол. Кстати, ходят слухи, будто бы Vermes войдет в постоянный репертуар театра, что было бы для нас своеобразной похвалой.


— Зрительская реакция в разных странах, конечно, отличалась?


— Да, и это обусловлено не только двойственным впечатлением от спектакля, но и разным зрительским менталитетом. Большинству немцев, например, понравилась вторая часть, а многим нашим зрителям — первая. Даже одни и те же моменты в спектакле зрители, например, Белостока, принимали на ура, смеялись, а немецкие зрители те же этюды рассматривали с национальной педантичностью. Но для нас важно в первую очередь, что итогом стала серьезная работа, на которую мы получили множество положительных откликов.