i=483
4281 - 4282 - 4283 - 4284 - 4285 - 4286 - 4287 - 4288 - 4289 - 4290 - 4291 - 4292 - 4293 - 4294 - 4295 - 4296 - 4297 - 4298 - 4299 - 4300 - 4301 - 4302 - 4303 - 4304 - 4305 - 4306 - 4307 - 4308 - 4309 - 4310 - 4311 - 4312 - 4313 - 4314 - 4315 - 4316 - 4317 - 4318 - 4319 - 4320 - 4321 - 4322 - 4323 - 4324 - 4325 - 4326 - 4327 - 4328 - 4329 - 4330 - 4331 - 4332 - 4333 - 4334 - 4335 - 4336 - 4337 - 4338 - 4339 - 4340 - 4341 - 4342 - 4343 - 4344 - 4345 - 4346 - 4347 - 4348 - 4349 - 4350 - 4351 - 4352 - 4353 - 4354 - 4355 - 4356 - 4357 - 4358 - 4359 - 4360 - 4361 - 4362 - 4363 - 4364 - 4365 - 4366 - 4367 - 4368 - 4369 - 4370 - 4371 - 4372 - 4373 - 4374 - 4375 - 4376 - 4377 - 4378 - 4379 - 4380 - 4381 - 4382 - 4383 - 4384 - 4385 - 4386 - 4387 - 4388 - 4389 - 4390 - 4391 - 4392 - 4393 - 4394 - 4395 - 4396 - 4397 - 4398 - 4399 - 4400 - 4401 - 4402 - 4403 - 4404 - 4405 - 4406 - 4407 - 4408 - 4409 - 4410 - 4411 - 4412 - 4413 - 4414 - 4415 - 4416 - 4417 - 4418 - 4419 - 4420 - 4421 - 4422 - 4423 - 4424 - 4425 - 4426 - 4427 - 4428 - 4429 - 4430
Искусство сцены как социальная реабилитация


Как часто мы — полноценные, со здоровым румянцем на щеках, ничем не обделенные матушкой–природой — вдруг чувствуем неуверенность в завтрашнем дне, испытываем гнетущее недовольство собой? Знаете, как это бывает: все вдруг привидится каким–то неуклюжим и серым и кажется, будто и сам ты неуклюж и сер, весь мир ополчился на тебя, и черные мысли гудят, как провода на морозе. И так тянет себя пожалеть... Но представляем ли мы (хоть иногда), насколько в этой жизни тяжелее тем, кто страдает хронической болезнью, когда порой даже твое тело тебе не подчиняется? Как здесь не отчаяться, не потерять веру в собственные силы?..


Поверх барьеров


История знает немало случаев, когда искусство подавало руку помощи больным людям. Вспомните хотя бы главную роль в нашумевшей психологической драме сербского режиссера Горана Паскалевича «Сон в зимнюю ночь» (когда–то этот фильм участвовал в конкурсной программе кинофестиваля «Лiстапад»), которую исполнила реальная сербская девочка, больная аутизмом. Кстати, в самой Сербии это вызвало волну протеста: режиссера обвиняли в спекуляции на «больной» теме... Кинокритик и режиссер–документалист Любовь Аркус сейчас заканчивает работу над документальной лентой, в центре которой — рассказ из жизни простой петербургской семьи, также столкнувшейся с одним из детских недугов. Съемки этого, казалось бы, невинного фильма тоже сопровождают скандалы: говорят, администрация театра «Буфф» запретила режиссеру не только снимать в своем здании, но даже проводить больного ребенка в театр... А если вспомнить бесчисленное количество вариаций на тему отклонений от нормы, становится очевидным, что это всегда интересовало художников! «Полет над гнездом кукушки», «Человек дождя», «Дом дураков», «Игры разума», «Черный монах»... А вывод, который делает почти каждый прикасающийся к этой теме, к сожалению, неутешительный: люди обделенные всегда чище, мудрее, разумнее нас, полноценных...


Возьму твою боль


Не люблю слово «реабилитация». От него веет чем–то казенным: ледяным больничным кафелем и запахом лекарств. Лучше так, по–человечески, — восстановление, помощь. Столичный театр инвалидов «Мимоза», работающий под крышей Республиканского центра досуга инвалидов, — как раз одно из таких мест, дающих людям надежду, тепло, чувство востребованности... Но одновременно реабилитационный самодеятельный театр — тяжелая ноша. А руководит им хрупкая девушка Ольга Прохорова. Вполне современная, эрудированная. Как только Ольга начинает рассказывать о своих воспитанниках, глаза ее загораются, тут же открывается ноутбук — и она показывает отрывки из спектаклей, видеопрезентацию театра, воодушевленно характеризуя каждого из участников. И уж тут, поверьте, любой скепсис отступает.


Ольга вспоминает, как одна из актрис неделю учила простую реплику, всего какие–то два слова. Почти классическое: «Кушать подано». Но на премьере забыла и, махнув рукой, ушла со сцены. Прохорова понимает: на это нельзя обижаться. Этому можно сочувствовать. Чтобы помочь поверить в себя в следующий раз.


Возраст участников «Мимозы» — самый разнообразный, от 19 до 50 лет. В труппе — 20 человек, 15 из них занимаются постоянно. Ольга понимает, что не может и не должна требовать от людей, испытывающих проблемы со здоровьем, регулярно приходить на репетиции. Занимаются здесь не для оценки и не для галочки — для себя. К слову, сама Ольга окончила Белорусский государственный университет культуры и искусств. Деятельность в «Мимозе» совмещает с основной работой в Республиканском театре юного зрителя, где придумывает немало сюрпризов для маленьких и, пожалуй, самых благодарных зрителей ТЮЗа.


Единство противоположностей


— Труппа у нас дружная, хотя собрались люди самых разных возрастов, — Ольга продолжает показывать фотографии своих актеров из «Мимозы». — К каждому надо подобрать свой ключик.


В мае их коллектив ездил в Москву, где принимал участие в игре Международной лиги КВН. Играли инвалиды и здоровые люди. Команда Ольги называлась «Батлейка». В ней было еще три профессиональных актера из Республиканского театра юного зрителя.


— Чтобы подстраховать нас, за что им большое спасибо, — уточняет Прохорова. — Никаких поблажек никому не было. Было настоящее соревнование. И из шести мест мы честно заняли четвертое. Привезли кубок и диплом. Нам подарили DVD–плейер...


О высоком уровне коллектива «Мимоза» свидетельствует и заключение экспертной комиссии Белорусской государственной академии искусств 2008 года, подписанное заведующим кафедрой режиссуры Генрихом Боровиком:


«Экспертная комиссия, просмотрев спектакль театра «Мимоза» «Тебя душа моя быть чает...», пришла к заключению: известная духовная лирика русских поэтов–классиков, а также поэтов–любителей театра «Мимоза» раскрывает мир человека как божественного начала. В ней утверждается мысль о духовном предназначении человека на земле. Спектакль решен в форме литературного чтения с метафорическими элементами, выраженными через сценическую пластику... Спектакль в контексте профессиональной деятельности полезен для сотрудников и членов Белорусского общества инвалидов».


Но сегодня этот театр не требует ни похвал, ни привилегий. Он хочет просто работать. Нет у «Мимозы» ни своего стоящего спонсора, который бы душой болел за ребят, нет и серьезной заинтересованности у тех, кто вроде бы по статусу должен быть в нем заинтересован... На лето театр и вовсе остался без крыши: в Республиканском центре досуга инвалидов, по словам Ольги, вот–вот начнется ремонт, поэтому на любимую сцену коллектив вернется не раньше сентября. Хотя, казалось бы, когда еще уйти с головой в работу, как не летом, ведь не у всех ребят есть возможность поехать на отдых за границу... Участники труппы надеются, что после ремонта в центре многое изменится в лучшую сторону (в самом зале зимой было очень холодно, ремонт здесь давно не проводился). Придем в сентябре сюда и мы, чтобы поздравить коллектив с началом нового и, будем надеяться, успешного театрального сезона.



Комментарии: (0)   Рейтинг: