»Новости культуры / A-ha попрощались с Минском на высокой ноте
»
  http://bresttheatre.com/page.php?id=837

Автор: , Отправлено: 2011-01-05 20:13.
6 ноября в рамках прощального мирового тура Минск посетила норвежская группа A-ha. Поп-короли осенней меланхолии дали образцово-показательный концерт, в котором отчитались за 25 лет творчества.

О завершении карьеры и прощальном мировом турне, которое началось в марте в Южной Америке, а завершится в декабре тремя концертами в столице Норвегии, музыканты объявили год назад. Сказали, что все произошло по взаимному согласию, хотя гитарист Пол Воктор-Сэвой еще тогда признался, что уже начал было писать песни для следующего альбома группы, да и вообще не хотел распада. Так что, вероятно, все было совсем не так просто, как хотелось бы.

Уж не знаю, стоит ли это считать знаком судьбы, но именно на вышедшем незадолго до этого заявления девятом студийном альбоме "Foot Of The Mountain" группа вернулась к характерному для своего раннего творчества синт-поп-звучанию. К тому же с этим диском они заняли 5 место в британском хит-параде альбомов – это самое высокое достижение в нем с 1988 года, когда они были на пике славы. А ведь именно с Великобритании они начинали завоевывать мир в 1985-м, будучи на тот момент никому неизвестными даже в родной Норвегии. В общем, умышленно или нет, но круг истории A-ha замкнулся вполне символичным образом.

Как и следовало ожидать, минский концерт начался с одного из хитов дебютного альбома "Hunting High And Low" (1985) – песни "The Sun Always Shines On TV". Музыканты вышли в элегантных светлых костюмах без галстука за исключением того самого Воктор-Сэвоя – будто подчеркивая свою особую роль в коллективе, он выбрал более строгий коричневый, с белой рубашкой и галстуком. Одна за другой прозвучали еще несколько быстрых композиций – "Move To Memphis" (1991), "The Blood That Moves The Body" (1988), "Scoundrel Days" (1986). Затем настал черед баллад. Естественно, не обошлось без "Stay On These Roads" (1988) и "Hunting High And Low" (1985), которые публика пела хором с группой.

В рамках этого тура A-ha делают основной акцент именно на ранний материал (1985-1991). Первой из "позднего" материала (2000-2010) лишь восьмым номером прозвучала "The Bandstand" из последнего альбома "Foot Of The Mountain". А до главных хитов этого периода – "Minor Earth, Major Sky" (2000), "Forever Not Yours" (2002), "Summer Moved On" (2000), "Analogue (All I Want)" (2005) – группа добралась лишь на втором часу концерта. Всего же "двухтысячные" заняли лишь треть программы. Не было ни "Velvet" (2000), ни "Lifelines" (2002), ни "Celice" (2005). Впрочем, на публику это никак не влияло. И молодежь, и взрослые поклонники (их, кстати, было примерно поровну) отрывались под ранние хиты.

Как и принято у западных звезд, выступление A-ha отличалось четкой режиссурой. Клавишник Магне Фурухолмен и вокалист Мортен Харкетт под аплодисменты публики периодически играли на стоявшей сбоку отдельной установке с двумя электронными шестиугольными барабанами – инструментальный привет из 80-х с характерным звуком. Она же помогла исполнить шикарную бит-версию "Minor Earth, Major Sky" (2000). А еще в какой-то момент на сцене оказался мегафон, с использованием которого Мортен исполнил припевы "Manhattan Skyline" (1986).

Но главной шоу-изюминкой концерта стал трехпесенный акустический блок в середине программы. Оставшись втроем (на протяжении остального концерта A-ha играли с двумя сессионными музыкантами – "живым" ударником и клавишником/бас-гитаристом), под аккомпанемент гитары и специально вынесенного салонного рояля, они исполнили свой последний сингл "Butterfly, Butterfly" (вышел этим летом), а также "(Seemingly) Nonstop July" и знаменитый кавер Everly Brothers "Crying In The Rain" (обе – 1990).

Нынешний тур A-ha к тому же, наверное, самый "продвинутый" в истории группы в техническом отношении – с собой музыканты привезли концептуальный сценический свет и декорации с тремя экранами, на которых специально подготовленный видеоряд в режиме реального времени микшировался с обработанной различными эффектами трансляцией концерта.

Привычно, но ничуть не менее важно, что музыканты были внимательны к публике. После нескольких песен клавишник Магне Фурухолмен отметил, что группе "приятно вернуться сюда", отсылая к концерту в Минске в 2002 году с альбомом "Lifelines". А во время акустического блока к залу обратился Мортен Харкетт: "Спасибо вам за великолепные 25 лет. Это большая часть нашей жизни. Мы были частью вашей жизни, а вы – нашей. Спасибо, что пришли отпраздновать". Зрители отвечали аплодисментами и домашними заготовками – во время песни "Butterfly, Butterfly" в зале появилось несколько сотен самодельных бабочек из фольги.

Праздник – это ключевое слово, связанное с этим туром и этой программой. Еще год назад они сказали: "Это будет вечеринка". Так и случилось. Начав достаточно сдержанно и спокойно, музыканты постепенно разогревались вместе с публикой. Снимали пиджаки-галстуки, пританцовывали, вкладывались в каждую ноту. Особенно это было заметно по Полу Воктору-Сэвою и барабанщику Карлу-Олуфу Веннербергу. У Мортена Харкетта все больше выражалось в улыбке, которая к концу концерта, казалось, стала источать самый настоящий свет.

За номером двадцать один, на бис, концерт завершила "Take On Me" – самый первый хит из самого первого альбома. Пусть и не "25 лучших хитов в одном концерте", как было заявлено в рекламе и программке (аналогичное несоответствие было в Киеве), но уж точно "Ending On A High Note" ("Прощание на высокое ноте") в соответствии с официальным названием тура. Программа настолько динамичная и мощная, что должна была понравиться даже тем, кто не может слушать альбомы A-ha из-за их тягучей меланхоличности.

Соберется ли группа еще когда-нибудь? Мне кажется, что шансы есть. Во-первых, судя по концерту, даже после 25 лет карьеры, в 50 лет, в них по-прежнему много музыки. Возможно, просто нужен перерыв и встряска, чтобы начать с чистого листа, как это было в 2000-м. Во-вторых, известно, что их первый сингл "Take On Me" (1985) прославился только с третьей попытки, так что и распасться насовсем они должны никак не со второго раза.