i=2817
В 8 лет он впервые выступил с симфоническим оркестром - тогда еще как скрипач. В свои 18 получил первую премию престижного международного конкурса имени Венявского в Познани. В 34 стал дирижером Государственного симфонического оркестра "Новая Россия"... Сейчас Евгений Бушков - главный дирижер и художественный руководитель Государственного камерного оркестра Беларуси, теперь уже минская публика ждет от него чуда, и каждый раз ее ожидания оправдываются сполна.

Бушков умеет виртуозно дирижировать не только оркестром, но и залом, на его концертах почти по-домашнему тепло и комфортно, однако великая музыка только выигрывает, когда музыканты и зрители так доверяют друг другу. Свой сезон камерный оркестр открыл в дни фестиваля Башмета, следующие концерты пройдут уже в программе "Белорусской музыкальной осени", но до этого заслуженный артист России Евгений Бушков еще не раз вернется в Московскую консерваторию, где преподает, навестит и другие музыкальные коллективы, с которыми сотрудничает...

- Почти все вундеркинды 80-х благополучно обосновались на Западе, а вы, Евгений, живете между Россией и Беларусью...

- Собственно говоря, я уже пожил за границей. И сейчас совершенно по-свойски чувствую себя в Австрии, Бельгии и Франции. Но привязанности к какой-то конкретной земле, к территории у меня нет. Мне везде хорошо. Не нравится только сидеть на одном месте.

- Тем не менее концертную программу камерного оркестра Беларуси вы распланировали уже на два года вперед...

- Ну не совсем так, на год - точно. Уже сейчас начинаем обсуждать проекты следующего сезона, ведь время идет очень быстро. Существует мировой музыкальный рынок, и если ты хочешь покупать там свежие продукты, должен заказывать их заранее. В противном случае придется довольствоваться "синими курами", иными словами, теми, кто всегда свободен, а это, как правило, плохой показатель.

- В нашем (вашем!) оркестре вы же исполняете и функции агента?

- Есть немало плюсов, когда музыканты сами могут планировать свою творческую жизнь. По большому счету, агенты нужны для того, чтобы помогать нам организовать расписание своих концертов. Но со временем это превратилось в нечто совершенно иное. В Лондоне, Германии, Америке возникло несколько крупных агентств, которые за счет громких имен своих основателей - таких, как Владимир Горовиц, например, Владимир Ашкенази, Зубин Мета или Герберт фон Караян - поднялись на высокий уровень и стали очень важными. Настолько, что молодые музыканты мечтают порой только о том, чтобы попасть в эти агентства. Полностью поменялся принцип взаимоотношений, теперь артисты бегают за агентами, а не наоборот! То же самое можно сказать и о звукозаписывающих фирмах, чья изначальная задача состояла в том, чтобы фиксировать проявления таланта замечательных исполнителей, а потом возникли монополии, которые уже сами решают, кого возводить на музыкальный Олимп, а кого пора сбросить... Читали книгу Нормана Лебрехта "Кто убил классическую музыку"? Вот там вся эта грязная каша и кухня описаны достаточно подробно.

- И все-таки, на мой взгляд, заявлять об убийстве классической музыки несколько поспешно...

- Суть в том, что поменялись роли, отношения между артистами и менеджерами. Если что и способно убить классическую музыку, так это бизнес. Потому что бизнес в той форме, в которой он включился во взаимодействие с искусством, никакой пользы искусству не приносит. Он его парализует. А ценность искусства измеряется не гонорарами и не ценами на билеты. Есть, например, музыканты, с которыми я не стану работать даже за 100 тысяч евро за концерт, потому что должны быть какие-то моральные установки. При этом знаю, что некоторые, даже великие, артисты за такую сумму готовы играть где и с кем угодно... В то же самое время есть большое число музыкантов, концерты которых в коммерческом мире стоят очень дорого, но они согласны приезжать и в Беларусь.

- Вы имеете в виду - за гораздо более скромные гонорары?

- Да. По сравнению с тем, что они получают обычно, - это практически бесплатно. К счастью, еще существуют другие критерии, другие мерила.

- В нынешнем сезоне вы задумали серию концертов для тинейджеров под девизом "Играем в джинсах". Даже успели заявить, мол, если молодежь не пойдет в филармонию, вы сами готовы прийти в школы и университеты и выступить там вместе с приглашенными звездами. Но согласятся ли признанные музыканты демонстрировать свое мастерство в небольших школьных залах?

- Это зависит от их человеческих и моральных качеств... Видите ли, есть люди, которые просто зарабатывают деньги, ремесленники. А есть посланники. Австрийский пианист Пауль Бадура-Шкода, который приезжал к открытию сезона нашего оркестра, - абсолютное, 100-процентное проявление такого посланника. Он обожает музыку и щедро делится своей любовью. Не для заработка, а просто потому, что не может без этого жить. После встречи с этим человеком в академии музыки я видел такие сияющие глаза слушателей, каких давно не наблюдал!

Музыканты, по-моему, вообще одни из самых пассионарных людей, которые работают часто только потому, что любят этим заниматься. При этом не особенно беспокоясь о заработке. Что, например, не свойственно ни токарям, ни водопроводчикам, ни тем более бизнесменам... Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы публика стала более платежеспособной. В качестве организатора концертов я постоянно сталкиваюсь с проблемой, когда многие достойные международные проекты нашей аудитории пока не по карману... Хотя и вспоминаю сейчас слова Дениса Кожухина, получившего первую премию на конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе (а это один из труднейших мировых конкурсов!) вместе с призом зрительских симпатий. "Называйте любую дату - если я буду свободен в это время, всегда приеду в Минск с огромным удовольствием, - предложил мне недавно Денис. - Потому что этот город полюбил меня без моих премий, просто как музыканта. И я это очень ценю". Такие слова дорогого стоят.

- Судя по всему, минскую публику ценит не только Денис, раз фестиваль Башмета тут же сменяет "Белорусская музыкальная осень" с россыпью звездных имен, вслед за которой открывается фестиваль Спивакова...

- Тут дело не только в публике - происходит своего рода демонстрация амбиций, игры больших музыкантов, наблюдать за которыми порой даже забавно... Но, с другой стороны, обилие концертов, вообще предложений в любой области - это и есть признак большого города.

- Вот вы иронизируете по поводу чужих амбиций... А что могло спровоцировать вас, успешного скрипача, на то, чтобы стать дирижером? Желание власти?

- В моем случае с властью это никак не связано, хотя многих она действительно привлекает. Дирижеры нередко становятся "властителями душ", как и политики, впрочем. Однако среди тех и других встречаются люди, которые искренне хотят сделать лучше. В определенном смысле именно дирижеры двигают музыкальную жизнь. Ведь если играть только то, что хочет публика, это будут всего два произведения: "Реквием" Моцарта и Пятая симфония Чайковского. Но благодаря дирижерам у оркестров появляется куда больше возможностей для самовыражения...

- Значит, заигрывать с публикой вы не склонны? При этом готовы ради нее сменить фрак на джинсы...

- Да, свои молодежные концерты мы собираемся играть в джинсах буквально. Потому что слишком чопорная, выспренняя "обертка" может отпугнуть эту аудиторию, а мы не хотим превращать свою идею в элитарное событие. Это не заигрывание с публикой, а наша форма движения навстречу. Тем более что мы намерены исполнять не просто академические сочинения, а делиться тем новым, что происходит в мире музыки. И у нас очень конкурентоспособный продукт.

Комментарии: (0)   Рейтинг:
Средняя оценка участников (от 1 до 10) : Пока не оценено   
Проголосовавших: 0